Взрывами хохота встречал
собравшийся люд очередную остроту, и потому, как только слышались веселые
звуки сурны и гудка, оповещающих, что
скоморохи где-то
близко на подступах к селу, все бросали свои дела и устремлялись навстречу
им.
«БЫТЬ
ТИШИНЕ»
— гласил один из указов царя. А издан он был вот почему.
Невзлюбил «тишайший» Алексей Михайлович скоморохов и народные увеселения. И
было за что. Пересмешники, они остро подмечали всю неправду, всю глупость,
выражая вслух то, о чем многие страшились и думать.
Особенно зло высмеивали
скоморохи церковь и ее служителей. Недаром один из митрополитов в письме
государю
писал: «Ради Бога, государь, вели их
извести, чтобы их не было в твоем царстве!».
Один за другим издает царь
указы, предписывая воеводам «крепкое смотрение», чтобы ни
где никаких
«позорищ» и «игрищ» не было, чтоб ни в городах, ни в селах «скоморохи с бубны и
с сурны и с медведи и с малыми собачками не ходили б и всякими бесовскими играми
не играли б». Если же объявятся они где, то бить их батогами наказывал, а бубны,
и домры, и сурны велел «ломать без остатку». Если же во второй раз поймают того
скомороха, то повелевал в Сибирь ссылать.
Преследовал Алексей Михайлович и
тех, кто скоморохов привечал. Частенько таковых волокли на «съезжую», чтобы там
по усмотрению воеводы наказать примерно.
Запретил царь и на свадьбах петь и плясать, а также и на
улицах, и в домах, в полях и на сенокосе, чтоб нигде не плясали, «в ладони не
били и никаких богомерзких игр не слушали». Лишь божественное пение должно было
звучать повсюду.
Но никакие указы не действовали, «сатанинская прелесть» —
игрища и пляски — вспыхивали то тут, то там. Накрепко закрывшись в домах и
выставив караул, веселился народ, не представлявший жизни без песни и пляски.
Тогда решился царь на крайние меры. Видя все зло в богомерзких инструментах,
послал он гонцов своих по домам с приказом собрать все музыкальные инструменты,
какие можно найти в Москве. Пять возов доверху нагрузили домрами и сурнами,
бубнами и прочими инструментами, свезли их за Москву-реку и сожгли. Отныне лишь
немцам (иностранцам) дозволено было заниматься у себя в домах музыкой. Но и
такие жесткие меры не возымели действия. У талантливого народа в руках запело и
заиграло все — и пила, и стиральная доска, и береста, да и на вишневом листе
мелодии выигрывали.
Стали люди государевы хватать игрецов да в Сибирь ссылать. Приуныл народ... И
воцарились на Руси тишина и благолепие.
РИДВОРНЫЕ ИГРИЩА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
Однажды
царь Алексей Михайлович издал указ, и народ несказанно удивился ему. А указ
гласил: «Узнавши, что при дворах иных европейских государей в употреблении
разные игры, танцы и прочие увеселения, царь приказал, чтобы все это было
представлено и у нас во
французской пляске».
Заволновались стряпчие да приказные,
бояре придворные. Как царев указ исполнить, когда никто эти игры-танцы сроду
не видывал?
Но тут вспомнили про боярина Артамона Матвеева. Слыл он великим
знатоком искусств, любил музыку, имел у себя дома органы, на которых
заезжие немцы устраивали концерты.
Пришли к Матвееву с челобитной бояре: — Помоги, Артамон
Сергеевич, царев указ исполнить!
Послал Артамон Матвеев
своих людей в Немецкую слободу, чтоб позвали к нему пастора Иоганна Грегори.
Рассказывал ему как-то Грегори, что видел на своей родине и театр, и игры
придворные, а потому был единственным человеком, который мог хоть что-то
посоветовать. Отказываться от царева приказа было делом
НЕБЕЗОПАСНЫМ
и
пастор, правда без особой охоты, взялся наладить для царя театр.
Артистов
найти и обучить оказалось делом нехитрым. Трудность была в другом. В театре
в те времена между действием обязательно балет показывали. Во Франции —
законодательнице мод — эти балетные представления между сценами назывались
высодами (entree), в России они стали называться
междусеньями.
Как ни искал Грегори знатоков балета, но их ни среди
придворных, ни среди жителей Немецкой слободы не оказалось. Тогда снарядили
людей найти их.
Поехали
гонцы в разные концы с царевым предписанием, чтоб явился во дворец немедля
тот, кто знаком с «французской пляской». Вскоре такой нашелся. Звали его
Николай Лим. Был он офицером инженерных войск. Шотландец по происхождению,
образование получил в военном училище во Франции. Танцевал он отменно,
потому что изучение танцев и этикета для военных во Франции было
обязательным.
Николай Лим с большой охотой
взялся за новое дело. Уже через год он обучил десять русских девушек и
юношей тонкому искусству танца и даже поставил балет «Орфей», в котором сам
исполнил главную роль. Юноши и девушки преуспели в танце изрядно и даже
менуэт танцевали не хуже заморских артистов.
17 октября 1672 года состоялось первое представление. Царь так был восхищен,
что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Бояре
стояли: в присутствии государя им садиться не дозволялось.
Всем был царь
доволен, вот только
против музыки высказался:
—
Негоже прельщать христиан сатанинской прелестью.
И приказал танцевать и
пантомимы разыгрывать без музыки. Стали уговаривать царя:
—
Государь-батюшка Алексей Михайлович! Танцевать
без музыки невозможно, все равно как без ног. Но царь стоял на своем.
Тогда
чья-то умная голова придумала:
—
Так играет-то музыку нечестивый немец, а им ты
сам, государь-батюшка, оставил инструменты и упражняться на них разрешил.
Подумал царь и смилостивился:
— Пусть грех падет на их
души.
И начались в Потешной палате
представления «Комедийного действа» — так прозвали этот театр.
Полюбил царь театр. Что ни
день, всей семьей идет смотреть представление. А то на дню и два раза
показывать велит.
Если вначале играли сцены из священной истории, то затем царь разрешил
театральные представления, состоящие из танцев.
Пьесы были написаны тяжеловесно - напыщенным языком, переполнены
патетическими пассажами и примерами ораторского красноречия, но были и
шутовские интермедии развлекательного характера, близкие к народной традиции.
Вскоре построили для театра
новое просторное помещение и назвали его «Комедийная хоромина». Главным
директором ее назначили боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Не одни немцы
на органах, фиолях и других инструментах теперь уже играли, но и люди
дворовые боярина Матвеева.
Стали выписывать артистов и
из-за границы.
Посещение спектаклей считалось важнейшим государственным делом, иногда на
них приглашались и послы других стран.
Однако недолго просуществовал
этот театр. Умер царь Алексей Михаилович. Начались смуты и не до театра стало...
После
смерти царя театр прекратил своё существование.
Театральное дело, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было
возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в
народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских
хором на Красную площадь, где воздвигнута была особая «комедийная храмина».
О
царе Петре, барабане,
театре и
музыке
Когда умер царь Алексей
Михайлович, его сыну Петру-царевичу не было и четырех лет. Рос царевич далеко от бояр и дел их смутных. В игры игрывал царские, обучение имел, какое было
положено по сану, а в остальном был предоставлен самому себе. Воспитание получил
грубое, изящным искусствам обучен не был. Терпеть не мог музыки на торжественных
обедах, что было тогда очень модным, потому как мешала она вести застольный
разговор. Из всех родов музыки любил только церковное пение.
Был у Петра и свой придворный певческий хор, восхищавший
своими голосами иностранцев. Один из них писал, что особенно «великолепны были
басы», которые «в России лучше и сильнее, чем где-нибудь. У здешних басистов
голоса так же чисты и глубоки, как звуки органа...»
По воскресеньям и праздникам царь становился на клиросе с певчими и пел вместе с
ними. Потому и к певчим особое благоволение имел. Некоторые из них, обратив на
себя внимание царя стройным голосом, выходили в знатные люди. Самым знаменитым
из певчих дьяков при Петре был Василий Титов. Он писал произведения для
церковной службы, но были
у него и духовные концерты,
которые и сейчас поют.
Инструментальную музыку Петр не любил, а из всех
музыкальных инструментов предпочтение отдавал барабану. Еще в детстве,
забавляясь своей «потешной» ротой, Петр взял на себя роль барабанщика.
Однажды, когда царь Петр был
за границей, знатные принцессы — ганноверская и бранденбургская — устроили
в его честь ужин. Молодой царь никогда еще не был в европейском свете и
поначалу очень растерялся. В московском обществе на таких вечерах женщинам
быть не положено, а здесь...
Знатные дамы, одна красивее
другой, окружили его, закидали вопросами, требуя немедленного ответа. И
хотя Петр в немецком языке был горазд, но от роскоши, обилия света, гремящей
музыки, свободного обращения женщин он просто онемел. Однако, справившись
вскоре со смущением, разговорился, перепоил всех вином на московский лад, и
простотой, радушием, откровенностью в речах завоевал сердца всех. В танцах
же удивил легкостью шага. А ведь был он ростом велик и телом дороден.
—
О, герр Питер, вы так хорошо танцуете! Вы,
наверное, любите музыку?
—
Нет, ни музыки, ни охоты не люблю, — делая
замысловатое па, прямодушно отвечал царь. — Плавать по морям, строить
корабли — это мое дело. Вот посмотрите. — И царь, растопырив пальцы, показал
свои мозолистые руки. — Люблю работу дельную.
Фрейлина скривила губки, но
ответить что-либо не решилась.
Чтобы удивить высокого гостя,
позвала принцесса на ужин итальянских певцов. Петр слушал их с заметным
удовольствием и, когда они кончили, наградил каждого из собственных рук
стаканом вина.
—
О, гер Питер. Вам понравилось! — обрадовалась
хозяйка.
—
Поют изрядно, но я к этого рода музыке большой
охоты не имею. Другое дело пение в церкви или игра на барабане. Эй,
Алексашка, — позвал он Меншикова, — принеси-ка барабан.
Меншиков мигом ринулся к музыкантам, выхватил из рук удивленного
барабанщика барабан и, щелкнув каблуками (научился-таки у немцев изысканным
манерам), подал его царю.
Петр приладил барабан, удобно переложил палочки в руках и заиграл, да так
искусно, что превзошел настоящего барабанщика. Удивленные гости плотным
полукругом стали собираться вокруг Петра. А Петр, не обращая ни на кого
внимания, виртуозно подбрасывал палочки, выбивал замысловатую дробь.
Послышались восторженные возгласы:
— Шарман! Прелестно!
Наконец Петру надоело играть, отбросив барабан, он встал:
— Алексашка, отдай инструмент, пусть попробует заморская обезьяна меня
перещеголять!
Гости зашумели, раздались хлопки, но царь уже стремительно шел в конец зала,
где за столом скромно сидел морской офицер. Они обнялись, и вот Петр с
увлечением, широко жестикулируя, то хмурясь, то смеясь, стал что-то говорить
ему.