Спасибо за презентации. надеюсь они станут прекрасным дополнением в моей работе по обучению детей чтению, особенно тех, кто не может долго овладеть чтением.
Является ли Россия единственной страной, где отмечают Новый год? Почему мы отмечаем его 1 января? А в какой стране его начали отмечать раньше всех?
Месопотамия или Двуречье. Место зарождения цивилизации в конце IV века до н.э. Ее знаменитые центры Шумер, Вавилон и Ассирия прославились культурным наследием и величайшими изобретениями человечества. Именно там, в Месопотамии, 25 веков назад впервые начали праздновать Новый год. Правда, было это не 1 января, не 1 сентября и даже не 1 марта и не его начало. Это был его конец – ведь именно тогда заканчивались полевые работы и разливались реки Тигр и Евфрат. И начинались 12-дневные карнавальные праздненства, посвященные победе светлого бога Мардука над силами смерти. Работать, наказывать, судить в это время было нельзя: наступали дни необузданной свободы, во время которых даже раб ненадолго становился господином.
Как верили люди, Мардук сплавлялся по Евфрату и сражался с богиней хаоса Тиамат, напоминающей змея. Во время карнавала эти и другие мифы о нем инсценировались. А позже этот сюжет переняли иудеи, которые были в плену у вавилонян во времена правления Навуходоносора. Так он оказался в Библии. И в нем же есть истоки христианского предания о Георгии, побеждающем змея. Задачка на размышление: вспомните, как выглядит герб столицы нашей родины. Не только сюжет, но и саму идею празднования Нового года позаимствовали иудеи у жителей Вавилона. От них же об этом узнали греки, а дальше – европейцы.
Древний Рим. Первым месяцем года был для них март – в это время как раз начинались полевые работы. Новым годом, соответственно, считали они 1 марта. Но только до 45 года до н.э., когда император Юлий Цезарь перенес его на 1 января. И уже этот день стал самым благоприятным в году. Римляне приносили жертвы богу Янусу, поздравляли друг друга, дарили подарки. Оклеенные позолотой плоды, винные ягоды, финики, медные монеты, ценные вещи – таковы они были в те времена. Больше всех подарков получали патриции и должностные лица. А впоследствии обычай дарить подарки своим патронам превратился в обязательный для всех римлян.
Франция. 1 января здесь начали отмечать в 1654 году, после указа короля Карла IX. До этого же французы сменили целых три даты новогоднего праздника: до 755 года это было 25 декабря, затем – 1 марта, а с XII века – День св. Пасхи.
Ненамного отстала от Франции Германия. Там традиция отмечать новый год 1 января закрепилась во второй половине 16 века, а в Англии - в 18 веке.
Наши же предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года так же, как и многие другие народы, весной. Начинался год с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.
К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова) Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени очень мешала. Церковный год по библейским канонам начинался в России 1 марта, а светский 1 сентября. И вот, 20 декабря лета семи тысячи двести восьмого от сотворения мира, Петр I издал указ, в котором повелевалось отмечать Новый год 1 января и следующее новолетие считать 1700 от Рождества Христова!
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было: "По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов именитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина, нужно
на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья
учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого
случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же". Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной !!!
Раз-два-три, ёлочка, гори!
Велика была в Древнем мире магия деревьев. Люди верили, что каждому дереву покровительствует свой дух. Злой или добрый. Вот и пытались они задобрить духов с помощью даров. Какие только деревья не украшали в давние времена в разных странах! Но уже тогда именно ёлка была священным центром, «мировым древом», символизировавшим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря, когда начинался «солнечный» год, люди развешивали разные подарки для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Подарками были: яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного помысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводят злых духов и нечистую силу.
А немецкий исследователь считал, что предшественниками елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду, чтобы они зацвели к Рождеству. Но из опасения, что они по какой-либо причине не зацветут (в этом случае, по поверьям, урожая не видать), их стали заменять вечнозеленой елкой. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель, а бук, который украшали фруктами и сладостями. По окончании праздника все это доставалось детям.
По третьей версии, ель, украшенная плодами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево».
Египтяне в самый короткий день года приносили в свои дома пальмовые ветви, символизирующие победу жизни над смертью. Римляне украшали дома зелеными листьями в Зимний праздник Сатурналий, почитая бога земледелия. Дубовые ветки во время празднования зимнего солнцестояния украшали золотыми яблоками жрецы-друиды. А немцы и австрийцы перед Новым годом ставили в своих домах кадки с цветущими вишнями, а также украшали сосны, бук и, конечно, ёлки розами из цветной бумаги, мишурой, яблоками и сладостями. Было это, как свидетельствует летопись, в 1605 г. в Эльзасе, на территории современной Франции. Уже тогда елки устанавливались в домах. И это были первые наряженные ёлки.
Ёлку стали украшать около двух тысяч лет назад. Но устанавливать в домах стали только 150 лет назад. По одной из версий, начало этой традиции положил Мартин Лютер в 1513 году в Германии, украсив елку 12 свечами – по числу месяцев в году. На верхушке немцы размещали звезду, как знак Вифлеемской звезды, которая указывала путь пастухам к месту, где родился Иисус Христос.
Далее новогоднее деревце «перекочевало» в другие страны Европы – Австрию, Скандинавию, Чехию, а в начале XIX века попало и в Америку. Предприимчивые американцы, получив традицию в подарок от немецких эмигрантов, очень быстро поняли, что на ёлках, а также на украшениях для них, можно наварить кругленькие суммы. Ведь популярность ее постоянно росла! И под влиянием городов ёлки проникли сначала в сельские школы, а потом уже и в крестьянские дома.
Высшие слои – кто же еще мог закрепить эту традицию. Так, в Англии впервые елку нарядила немецкая принцесса (в 1760 г.) ставшая женой Георга III, а в 1840 году в Виндзоре елку для детей устроила королева Виктория со своим немецким супругом Альбертом Кобургским.
И даже мусульманские страны не остались равнодушными к вечнозеленой лесной красавице. В 1960-е годы её украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку наряжали и в Турции, но, вот беда, в этой стране елей не так много. И в 1936 году этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком. Пришлось заменить ель другим деревом. И во многих странах, где их нет, так же делают.
Увы, не Россия, как мы уже знаем, является прародительницей обычая украшать ёлки. Более того, наша страна в реализации этой традиции сильно отстала не только от Европы, но и от Азии. Ведь только в 1840 году журнал Булгарина и Греча «Северная пчела» впервые упомянул рождественскую ель на своих страницах. Журнал был, мягко говоря, посредственный, но вот за этот факт ему огромное спасибо. И ввел в нашей стране обычай украшать ёлку не Пётр I, как считают некоторые источники, а … немцы. Петербургские немцы. Именно они впервые начали устанавливать ее в своих домах.
Дети и взрослые наряжались в маски и костюмы персонажей, придуманных писателями того времени. Так, как вы уже знаете, именно в то время начал ходить по ёлкам наш любимый Дедушка Мороз. А вскоре у него появилась и внучка Снегурочка. Но только с 1852 года ёлки в столице начали ставить публично.
Позже ёлку стали наряжать и в государственных учреждениях, и в квартирах, и в деревенских домах. Но недолго сказочные персонажи радовали граждан своим присутствием. В апреле 1929 года ввели пятидневную рабочую неделю и отменили церковные праздники, в том числе и Рождество. А, следовательно, и ёлку ставить теперь было нельзя. И церковь, и некоторые писатели, и печатные издания были решительно настроены против нее. (По другой версии, ёлку запретили еще в 1918 году) Но русские – народ изобретательный: завесив окна одеялами, ставили ее тайком. Иногда у них даже получалось обмануть дежурных, которые ходили предновогодними вечерами по улицам и вглядывались в окна квартир в надежде увидеть запретные огни ёлок.
Целых шесть лет понадобилось руководству нашей страны, чтобы осознать абсурдность отмены праздника. И уже в 1935 году ёлка вернулась к нам и до сих пор радует своим великолепием. А в 1949 году и 1 января стал наконец-то выходным, и уже ничто не могло испортить нам праздник!!!
ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА Дед в валенках и с бородой начал появляться в домах с начала празднования Нового года. Послушным и умным подарки дарил, неслухов - палкой колотил. Сейчас
подарки получают даже озорники, а палка превратилась в волшебный посох,
который не только отогревает все живое в лютые морозы, но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.
А в 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Он показан как «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега… Со временем появилась у него и внучка – светлокосая Снегурочка, которая подросла и стала для него незаменимой помощницей в его новогоднем волшебстве. А когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз надолго пропал из поля зрения граждан. В
1935 году опалу наконец-то сняли, и в 1937 году Дед Мороз и Снегурочка
впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов. А с 1970-х годов Деда Мороза стали приглашать и в городские квартиры.
Гномы, жонглеры, продавцы игрушек – кого только не считают предками Деда Мороза в разных странах! Чтобы выяснить, кто же на самом деле был первым Дедом Морозом, перенесемся в далекое прошлое – в IV век нашей эры. Перенеслись? Отлично! И в какой же мы стране? В Турции. Нам нужен город Мира. Почему именно он? Просто архиепископ Николай жил именно здесь. Как-то встретил он в городе трех девушек. Красивых, но заплаканных. «У нас нет денег на приданое, поэтому мы не можем выйти замуж за любимых», - объяснили красавицы сквозь слезы, когда отец Николай поинтересовался причиной настигшего их горя. Однако сам он проникся к девушкам симпатией и решил помочь им. Не унывая, отправился Николай к своим давним знакомым – торговцам. Да и рассказал им всё как есть. А надо заметить, что торговцы эти хоть и были людьми богатыми, но сердца свои на деньги не обменяли. И помогли они отцу Николаю. И получили девушки по мешочку с золотом каждая в приданое. И были три свадьбы – одна другой краше. И каждый в городе Мира узнал эту историю. С тех пор Николая стали величать Святым, а когда кто-то получал неожиданный дар, считали, что это он постарался. Жаль, что имена торговцев не сохранились до настоящего времени: все-таки в том, что произошло это чудо, есть и их заслуга. А девушки, имен которых мы не знаем… Не напоминают ли они вам библейскую легенду? А магическое число три? Поистине волшебная история.
Кстати, по другой версии этой легенды, Святой Николай шел по городу и увидел в окне дома разорившегося купца трех его плачущих дочерей. Назавтра отец должен был продать их в рабство. И
Николай подкинул им в дымоход три кошелька с золотом. По третьей –
оставил золотые яблочки на камине в доме приютившей его семьи… Но это только одна версия того, кем был Николай и за что его причислили к лику святых. Вот вам другая.
Мальчик Николай был круглым сиротой и воспитывался в доме богатых родственников. Но он видел, как живут бедные люди, и очень хотел им помочь. И вот он собрал немного еды и одежды и оставил на крылечках бедняцких лачужек. Однако сам он не хотел, чтобы знали, кто это делает. И долго ему удавалось оставаться незамеченным. Но когда тайна раскрылась, день Рождения Святого Николая –19 декабря – стал праздником. Именно в этот день, верят люди, он спускается с небес на землю, чтобы подарить подарки детям. Словом, легенд разных много, но истина одна – именно Святой Николай является первым в мире Дедом Морозом. А уж все остальные наши Деды появились потом.
Давайте заглянем теперь в прошлое нашей страны – тогда еще Руси. Кого мы видим? Древних славян – наших предков. А чего это они шубы наизнанку-то надели? И маски какие-то страшные… Всё просто: сейчас – зима, и это – колядующие. Они изображают духов. Ходят по деревне, стучатся в окна к соседям, а те им угощение выносят. Духи ведь, как верили наши предки, могут и добрые быть, и злые. Вот
и пытались они каждую зиму их умилостивить – чтобы урожай родился
хороший, чтобы все в семье здоровы были, а дома все в порядке. А не одаришь колядующих, а особенно самого страшного из них – Деда, быть в доме беде. Деда этого, кстати, самым древним прообразом Деда Мороза и считают. Т олько тогда не он дарил подарки, а, наоборот, ему. Вот такая вот метаморфоза произошла с того времени.
Что же это за духи такие, которых изображал Дед? Их несколько. Вот, например, восточнославянский дух холода Дед Трескун, он же Студенец и Мороз. Насылал на землю трескучие морозы. Те, в свою очередь, губили и урожай, и иногда даже людей и животных. Конечно, не нужно было это славянам, вот они и пытались от него откупиться и накануне Рождества, и на Пасху. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». А весной пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. Это тоже был откуп от Мороза.
Ряд славянских племен считал своим прародителем-Дедом бога грома и молнии Перуна. «Дед захочет – наступает день, захочет - ночь», - приговаривали они. Но были у них и более свирепые прародители. Богу бурь и непогод Позвизду ничего не стоило наслать на славянскую землю стихийное бедствие. Ведь стоило ему головой тряхнуть – крупный град сыпался, полами одежды потрясти – снег хлопьями валил, плащом взмахнуть – сильный ветер все на своем пути сдувал. А свита его была и вовсе бури и ураганы.
Зимник же – седой длиннобородый старик небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках оставлял жестокую стужу везде, где проходил. А под землей повелевал морозами Карачун. Он же сокращал жизнь. Три этих «лютых Мороза» - персонажи древнеславянских сказаний. Украинцы в XIX веке рассказывали о Деде - добром седовласом старце, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. Мы же, славяне, издревна верили в Мороза (он же Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) – персонажа фольклора. И внешностью, и одеждой этот хозяин снежного царства напоминал современного Деда Мороза. Это ведь про него Николай Некрасов написал свою знаменитую поэму «Мороз, Красный нос»! А кроме этого, прообраз Деда Мороза встречается в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала")